Обслуживание системы кондиционирования в автомобиле

Автокондиционер — как много в этом слове… Особенно в летнюю жару. Система кондиционирования уже давно перешла в разряд той комплектации, которую каждый автовладелец хотел бы иметь в своем автомобиле. Кондиционер — это уже давно не роскошь, а необходимое условие для безопасного вождения. Установлено — самый комфортный режим — это 20-22 С градуса при влажности 30-50%. При температуре свыше 30 градусов реакция замедляется, человек начинает хуже соображать, медленней принимает решение. Никогда не обращали внимание, на то, сколько аварий в жару? При чем на первый взгляд очень странных, которых можно было бы легко избежать?

Так что сегодня можно смело утверждать — автокондиционер — это прежде всего один из факторов, обеспечивающих уверенное вождение автомобилем и относится к элементам конструкции авто, определяющих степень его безопасности, а уже потом комфортная обстановка в салоне для всех остальных пассажиров.

Почему же недостаточно обычной вентиляции в автомобиле? Прежде всего потому, что при высоких температурах нагретый в салоне воздух может быть заменен только на наружний, а уличный воздух в этой ситуации на пути от воздухозаборника до выходных дефлекторов нагревается. Если открыть окна — не избежать сквозняков и попадания в салон, как отработанных газов, так и всего прочего: насекомых, пыли, грязи и тд.

Первые автокондиционеры появились еще в 1936 году, однако, Вторая Мировая война значительно затормозила развитие этого направления. В Советском Союзе автокондиционеры тоже были. Появились они приблизительно к 50-м годам на правительственных машинах. Кондиционер в то время — было весьма дорогое удовольствие, которое стоило порядка одной трети всего автомобиля. Сегодня практически все автомобили иностранного производства выходят с конвейера уже оснащенные системой кондиционирования, на улучшенных комплектациях — климат-контроль. (Климат-контроль — это совокупность устройств, которые под управлением компьютерной программы осуществляют управления системой вентиляции, обогрева воздуха и его охлаждения (в том числе кондиционером).

Система кондиционирования состоит из множества элементов и работает безупречно лишь тогда, когда исправно функционируют все ее элементы. При выходе из строя даже одного возможно изменение давления, а это может привести к повреждению, как самой системы кондиционирования, так и двигателя иномарки.

Компрессор. Представляет собой нагнетатель вытеснительного типа, включение осуществляется соединительной муфтой. Компрессор повышает давление хладагента. При этом также повышается и его температура. Без этого повышения давления не стало бы возможным последующее расширение и охлаждение хладагента в климатической установке. Компрессор всасывает через испаритель холодный газообразный хладагент с низким давлением. Газообразное состояние хладагента «жизненно необходимо» для компрессора, поскольку жидкий хладагент нельзя сжать, и это привело бы к разрушению компрессора. Компрессор уплотняет хладагент и нагнетает его в виде горячего газа в конденсатор (сторона высокого давления контура хладагента). Таким образом, компрессор представляет собой место разделения сторон низкого и высокого давления контура хладагента.

Электромагнитная муфта. Как мы уже говорили выше — муфта осуществляет силовую связь между компрессором и работающим двигателем. Компрессор работает до тех пор, пока не будет отключено питание электромагнитной катушки.

Конденсатор — «холодильник» климатической установки. Здесь вследствие воздушного охлаждения происходит теплообмен. Состоит из изогнутых трубок, которые соединены перегородками, охлаждается вентилятором системы охлаждения двигателя для обеспечения холодильного цикла. Обычно конденсатор установлен перед вентилятором. Тем самым повышается эффективность действия конденсатора. Загрязнение конденсатора уменьшает количество проходимого через него воздуха, что может отрицательно повлиять на хладопроизводительность климатической установки и охлаждение двигателя.

Ресивер и осушитель. Ресивер служит в контуре хладагента с расширительным клапаном в качестве демпферного и буферного резервуара для хладагента. В различных условиях работы, что сопровождается изменением тепловой нагрузки на испаритель и конденсатор, изменением скорости компрессора, также меняется поток хладагента в контуре. Для сглаживания колебаний потока хладагента служит ресивер. Посредством осушителя влага, которая примонтаже проникла в контур хладагента, химически связывается. В зависимости от исполнения осушителя он может принять от 6 до 12 грамм воды. Также в осушителе осаждаются продукты износа частей компрессора, грязь, попавшая в контур при монтаже, и прочие инородные примеси.

Расширительный клапан представляет собой такое место в контуре, где в хладагенте перед испарителем снимается внутреннее напряжение, что приводит к охлаждению испарителя. Где испаряется столько хладагента, сколько необходимо для поддержания равномерного «холода» в испарителе.

Испаритель. Сам испаритель работает по принципу теплообменника. Он встроен в корпус обогревателя. Здесь воздух охлаждается, осушается и очищается. Влага в охлажденном воздухе осаждается на испарителе в тех местах, где температура ниже точки росы, то есть происходит конденсация. Так возникает конденсат. Воздух «осушен». Благодаря этому климат в салоне автомобиля существенно улучшается: различного вида взвеси различного вида, которые присутствуют в воздухе, осаждаются вместе с водой на испарителе. Уменьшается влажность, повышается чистота. Что крайне благоприятно складывается на вдыхающем этот воздух человеке.